17.04.2018

Краеведение - территория больших возможностей

О профессионализме педагога и росте его компетенций шла речь на практико-ориентированном районном семинаре «Краеведение - территория больших возможностей», который провел 14 апреля на базе краеведческого музея г. Похвистнево Центр внешкольной работы «Эврика» - филиал ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск. В работе семинара приняли участие педагоги дополнительного образования и учителя истории общеобразовательных учреждений муниципального района Похвистневский.

Как отметила в своем докладе методист филиала «Эврика» Н.А. Егорова, главная цель краеведения – воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Объектом деятельности краеведов является территория своей малой родины, области, страны. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Такая работа требует от педагога выбора оптимальных приемов и способов работы с учетом общих и частных целей педагогического процесса, умение предвидеть перспективы и предусмотреть возможные затруднения обучающихся. Педагог должен уметь отобрать и дозировать необходимый материал, сделать его доступным, суметь определить наиболее рациональные виды деятельности; творчески использовать средства обучения. Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении доп. образования. Обязательное условие этого - высокая информированность, знание новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития.

Центр «Эврика» проводит разнообразные мероприятия краеведческого направления: конкурс экскурсоводов, краеведческая викторина «Пусть помнит мир спасенный», конкурс «Голос истории», краеведческие Чтения им. В. Ендураева в рамках Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской».

Педагог дополнительного образования И.Г. Горячева в своем выступлении сделала акцент на правильное написание исследовательской работы и ее оформление, подробно рассказала о распространённых ошибках и их избежание. Разные формы конкурсов предполагают разные подходы к работе, шлифованию мастерства учителя. То, насколько успешно выступят дети, настолько возрастет его стремление самосовершенствоваться. Профессиональная компетентность педагога – это деловые и личностные качества специалиста, отражающие уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

И.А. Латыпов, руководитель объединения «Кравеведение» Центра внешкольной работы рассказал о том, как наставник помогает детям найти объекты и субъекты исследования, учит интервьюированию, работе с техникой: диктофоном, видеокамерой, компьютером; обучает обрабатывать материал с помощью разных компьютерных программ и представлять его. Но прежде всего, педагоги должны сами владеть этими умениями и навыками.

Т.Г. Апанасова, Н.И. Погильдякова, педагоги дополнительного образования «Эврика» отметили, что профессиональная компетентность включает в себя: 1) деятельность; 2) общение; 3) личностное развитие, которые позволяют активное и качественное преобразование внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу профессиональной деятельности. Стать авторитетным педагогом - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного обучающегося, но и педагогическое сообщество в целом.

Ю.В. Душаев поделился опытом в решении проблем при сборе материала по участникам сражений Великой Отечественной войны. Учитель краеведения А.И. Пидерова, учитель истории О.А. Рамазанова рассказали об экскурсионной работе и других видах музейной работы.

Семинар завершился разработкой плана мероприятий по краеведению на следующий учебный год.